О своей безопасности мы начинаем думать обычно в тот момент, когда ей что-то угрожает. После трагедий последних месяцев опять начались споры, как остановить террористов. Дополнительные рамки металлоискателя, охрана - преступники уже показали, что могут прекрасно обходить эти преграды. А на службе в авиакомпании «Аэрофлот» вот уже 10 лет безотказно работают живые детекторы, которых не обманешь и не подкупишь, - собаки-ищейки. Вы когда-нибудь задумывались, как готовят самолет к взлету? Как и кто проверяет салон, прежде чем мы с вами займем места согласно купленным билетам и разместим ручную кладь? Кому доверяют такое ответственное задание?

О своей безопасности мы начинаем думать обычно в тот момент, когда ей что-то угрожает. После трагедий последних месяцев опять начались споры, как остановить террористов. Дополнительные рамки металлоискателя, охрана - преступники уже показали, что могут прекрасно обходить эти преграды. А на службе в авиакомпании «Аэрофлот» вот уже 10 лет безотказно работают живые детекторы, которых не обманешь и не подкупишь, - собаки-ищейки.

Вы когда-нибудь задумывались, как готовят самолет к взлету? Как и кто проверяет салон, прежде чем мы с вами займем места согласно купленным билетам и разместим ручную кладь? Кому доверяют такое ответственное задание?
Уже в 6-месячном возрасте этих малышей начнут тренировать. А еще через год они встанут на нашу с вами защиту.

Техника досмотра воздушного судна перед взлетом - практически военная тайна. И покушаться на нее мы не будем - зачем облегчать жизнь террористам? Зато нам удалось разузнать, кто они, «бойцы невидимого фронта», которые круглосуточно и без выходных обеспечивают нашу безопасность. Для кого-то, вероятно, это будет поразительной новостью: главными по поиску взрывчатки в самолетах являются специальные собаки.

Лучшие четвероногие ищейки верой и правдой служат «Аэрофлоту» и его пассажирам на протяжении десятилетия. Кинологическая служба создавалась, как говорится, не от хорошей жизни. В конце 1990-х в Москве было совершено несколько терактов. Тогда в «Аэрофлоте» провели анализ своей системы безопасности.

- Рамки, металлоискатели, охрана - все это было и работало отменно, - говорят в службе безопасности «Аэро-флота». - Но мы поняли, что не хватает мобильности: нельзя ждать, пока злоумышленник соблаговолит дойти до пункта досмотра. Был еще один момент. Именно тогда, еще 10 лет назад, в странах Ближнего Востока стали появляться террористы-смертники. Мы проанализировали ситуацию и поняли, что скоро они появятся и у нас. И чтобы выявить такого преступника, который не боится ничего и обойдет любую рамку, нужна была не техника, а живое существо.

Вот тогда и было принято решение создать кинологическую службу. За границей в аэропортах работают разные собаки. В США - лабрадоры, в Германии - немецкие овчарки, в Великобритании бомбы ищут спаниели. Четвероногий друг не раз спасал человека. Собаки различных пород служат и в правоохранительных органах в России. Иной раз один вид громадного пса наводит ужас на преступников. Но «Аэрофлоту» нужен был совершенно особый пес.

Сами подумайте, в аэропортах, где многие и так слегка нервничают от предстоящего полета, появление огромной собаки успокоения уж точно не принесет. К тому же есть люди, которые изначально боятся собак.

- А для нас важно обеспечить не только 100-процентную безопасность пассажиров, но и их комфорт, - подчеркивают в «Аэрофлоте». - Нельзя пугать мирных, добропорядочных граждан. Смысл именно в том, что люди не должны ощущать нашу работу. Поэтому мы искали совершенно особую породу собак. Доброжелательную, маленькую, но при этом обладающую острейшим нюхом.

Пассажиры не зайдут в самолет, пока безопасность судна не проверят собаки. Им верят больше, чем технике.



СТАНДАРТЫ ИЩЕЙКИ


Собаку нашли как по заказу. Точнее, заказ этот много лет назад выполнил биолог Клим Сулимов. Именно он скрестил шакала с оленегонной лайкой. И результат превзошел все ожидания - до сих пор порода считается уникальной (больше нигде в мире ее нет!) и идеально подходящей для поиска взрывчатки в многолюдных местах. Это чудо собаководства в советские годы оказалось не востребовано, и порода почти исчезла. К концу 1990-х шакалособак оставались единицы. Но, к счастью, изобретением Клима Сулимова заинтересовалась служба безопасности «Аэрофлота», и породу не только спасли, но и стали развивать.

Гибриду от лайки досталась способность работать при низких температурах - до минус 40 градусов, а от шакала, который водится в основном в Азербайджане, - устойчивость к 40-градусной жаре. Согласитесь, такая погодная универсальность как раз то, что нужно в нашем неласковом климате. К тому же в крови шакалов - сильный инстинкт охотника, то есть этих собак не надо учить или давать команду искать. Они от рождения превосходные ищейки.

Но самое главное, что шакалособаки подходили по всем параметрам: спокойный нрав, дружелюбный вид, отсутствие агрессии, низкий рост. Их не боятся даже дети, которые так и норовят подойти погладить песика. И никакой опасности собаки не представляют - они даже работают без намордника. Правда, пришлось постараться, чтобы отучить самих собак сторониться людей. Дело в том, что шакал по природе своей дик, и, для того чтобы сделать его ближе к человеку, понадобились кропотливые тренировки.

Интересно, что у собак-ищеек есть свои параметры, которым они должны соответствовать. Ну точно как у моделей - 90-60-90! Ростом четвероногая служака не должна быть выше 45 сантиметров - иначе как она заберется в труднодоступные места, например под сиденье в салоне самолета? По весу тоже есть ограничение - нельзя отъедаться больше 12 кг. В противном случае собака может помять багаж, который обнюхивает. Из физических данных приветствуются выдержка и повышенная прыгучесть - при необходимости пес должен запрыгнуть на возвышенность, повинуясь зову нюха.

«Мы и сейчас уделяем этому участку нашего обширного хозяйства особое внимание, - отмечает генеральный директор ОАО «Аэрофлот» Виталий Савельев. - Это в полном смысле слова инновационная работа, причем в столь важной сфере, как авиационная безопасность, где для нас нет и не может быть никаких мелочей. Как видите, в авиации инновации - это не только электроника или, скажем, новые материалы. Но подчас и наши четвероногие друзья».

СОБАЧИЙ ФАКТОР


Все аргументы в пользу надежности ищеек убедительны. Но люди высокомерно вбили себе в голову убеждение, что собаки являются братьями нашими меньшими и посему не могут быть лучше нас. А тем более надежнее техники, ведь живем мы в XXI веке, где высший разум - это компьютеры и роботы.

Так ли эффективны собаки против современных взрывчатых веществ? Не подводит ли нюх?

Во-первых, все сомнения разбиваются о статистику. Согласно тестам наши герои обнаруживают взрывчатые и отравляющие вещества в 95% случаев. Ложную тревогу собаки объявляли только в 0,5% случаев, что вообще можно считать статистической погрешностью. Таких результатов не дает ни одна современная техника.
В таких домиках-коттеджах живут шакалособаки.



В отличие от техники собаки могут учуять все виды взрывчатых веществ (ВВ). И самое главное, их носы улавливают минимальные концентрации ВВ в воздухе. Между прочим, нос собаки имеет 220 миллионов рецепторов запаха, это в 44 раза (!) больше, чем у человека.

Еще одно достоинство собак - их объективность, непредвзятость. Они не обращают внимания на пол, расу, национальность и вероисповедание человека. А значит, исключен так называемый человеческий фактор. Ну кто из охранников заподозрит, что в миниатюрной сумочке в руках очаровательной дамы может лежать взрывчатка? А у собаки стереотипов и предрассудков нет.

И все-таки сомнения остаются: а если собака устала, нюх «засорился», не в настроении? Ну с кем не бывает...

А вот не бывает, упрямо стоят на своем кинологи. Именно перед ними стоит задача увидеть, когда собака может работать в полную силу, а когда дает понять, что ей пора отдохнуть. О том, что «батарейка села», сигнализирует
опущенный хвост. Этот «индикатор» работает без сбоев, таковы природа и дрессировка. Поэтому, на совесть отработав смену в 30 - 40 минут, собака
дает понять, что пора на «подзарядку». Отдыхать «служивые» должны не менее полутора часов, а потом можно вновь с энтузиазмом приступать к работе.

- Были ли случаи обнаружения взрывных устройств? - спрашиваю я у одного из специалистов-«собачников».

- Извините, но такой информации я вам поведать не могу, это является тайной. Но несколько забавных случаев расскажу. Однажды наши собаки среагировали на мужчину. Мы его задержали, досмотрели, расспросили. Оказалось, что он профессиональный взрывник и действительно накануне имел дело с взрывчаткой. Представляете, наши собаки смогли учуять поистине микроскопические остатки запаха. А бывали случаи, когда чуяли одежду охотников в багаже по запаху пороха, хотя те стреляли несколько дней назад.

ЖИЗНЬ НА РАБОТЕ


Живут блюстительницы нашего покоя и безопасности, можно сказать, «под крылом самолета». Питомник расположен прямо на территории аэропорта «Шереметьево», там, где базируется «Аэрофлот». По мнению специалистов, очень важно, что наши герои с рождения привыкают к реву турбин самолетов, к «родным» запахам взлетной полосы.

Тот факт, что работают они в привычных условиях, где их ничто не отвлекает и не пугает, позволяет шакалособакам выкладываться на полную катушку.

Всего в четвероногом отряде «Аэрофлота» сейчас насчитывается 40 собак.

Вся кинологическая служба - сплошное ноу-хау: начиная от собак и заканчивая их домиками-клетками.

Клетка, в которой живут ищейки, изобретена профессором Сулимовым и запатентована. Это трехэтажный «особняк» для 5 - 6 собак. Кстати, это тоже большая редкость. Обычно подобные псы живут в одиночестве. В нашем же случае у питомцев сразу воспитывают чувство команды и высокую психологическую совместимость. Распорядок дня у всех одинаковый. И на работу идут тем же экипажем.

- Еще одна уникальность наших собак состоит в том, что они не привязываются к одному инструктору, - поведали мне в «Аэрофлоте». - Обычно как бывает: кинолог, который собаку воспитывает, с ней и работает. Он уходит в отпуск, и собака отдыхает, потому как ни с кем другим она служить не будет. Помните фильм «Ко мне, Мухтар!»? Вот! Но в условиях
круглосуточной работы аэропорта этот вариант не годится. А наши собаки одинаково относятся ко всем инструкторам и могут работать под командой каждого. Это удобно, экономично и повышает мобильность четвероногого отряда.

Обучение у щенков начинается с шестимесячного возраста. Кстати, не все малыши оказываются годными к службе. Некоторые могут не подойти по характеру, например щенок окажется излишне труслив. Таких малышей от «призыва» освобождают и от селекции, для чистоты породы, также отстраняют. Но жить они все равно остаются в родном аэропорту и получают все радости жизни в виде еды и тепла. На пенсию собаки отправляются в возрасте 10 - 12 лет. Старость они проводят в том же питомнике.

Кстати, питомник - это, можно сказать, своеобразное государство с собственными законами и уложениями. Здесь собаки живут, здесь же им готовят еду, тренируют и развлекают.

Например, в лаборатории кинологической службы кипит настоящая научная жизнь. Здесь есть образцы почти всех взрывчатых веществ. Чтобы быть компетентными специалистами во взрывной области, собаки должны быть натасканы на все виды ВВ, даже те, которые только изобретены.

Щенков тренируют год, в редких случаях полтора. Для этого существует специальный полигон. Например, в распоряжение собак-ищеек компания «Аэрофлот» предоставила целый фюзеляж самолета Ту-154. Тренировки с самого начала проходят в условиях, максимально приближенных к реальным.

ПЕС И «ПЧЕЛА»


В суете зала ожидания, в нервозности очереди на регистрацию, в смешении запахов, в тысячной толпе выделить опасного человека среди всех остальных, казалось бы, невозможно.

Но для собаки-нюхача это пустяк. Пробравшись сквозь толпу, она сядет и деликатно укажет на потенциального преступника. Тесты для проверки работоспособности собак как в салонах самолетов, так и в залах ожидания проводятся регулярно и не дают сбоя.

Но с каждым годом рейсов становится все больше:

«Аэрофлот» - самая крупная авиакомпания в России и СНГ, да и в мире по некоторым параметрам входит в число ведущих. Это означает практически круглосуточную бесперебойную работу - рейсы идут один за другим. А значит, для четвероногого отряда работы прибавляется. Чтобы ускорить процесс проверок, а также повысить их качество, и была изобретена «Пчела». Эта конструкция похожа на цилиндр на длинном шесте. Внутри «Пчелы» - что-то типа пылесоса, который всасывает внутрь воздух и отфильтровывает микрочастицы взрывчатых веществ (если они есть). Идет сотрудник службы безопасности, вооруженный «Пчелой», по салону самолета и берет пробы воздуха. Процедура занимает минут 20. Далее образец воздуха дают понюхать собаке. Если четвероногий эксперт «заявляет» о своих опасениях, на место срочно высылаются другие ищейки, которые отыскивают точное местонахождение взрывчатки.

Совместная работа собак и «Пчелы» дает уникальные результаты по точности и быстроте проверки.

Кстати, достижения «Аэрофлота» признаны на мировых выставках по безопасности. Компания имеет соответствующие сертификаты.

Недавно телеканал National Geographic снял фильм об аэрофлотовских собаках-гибридах. После этого власти Объединенных Арабских Эмиратов крайне заинтересовалась опытом российской авиакомпании. В сентябре прошлого года кинологический отдел полиции ОАЭ пригласил команду «Аэрофлота» продемонстрировать своих собак в условиях Эмиратов. В тот момент в ближневосточной стране было 42 градуса жары. Но даже в экстремальных условиях наши собаки показали свой «фирменный» класс и обнаружили взрывчатое вещество.

Глядя в умные глаза этих собак, я верю, что «четвероногие детекторы» не подведут - станут заслоном на пути террористов. И знаю, что в этой вере не одинока.

КОМПЕТЕНТНО


Как нам стало известно, на содержание кинологической службы компания «Аэрофлот» выделяет очень солидные средства - больше, чем другие операторы на всю систему безопасности.

- Виталий Геннадьевич, вы ведь коммерсант, не жалко тратить такие деньги на собак? - решили мы задать вопрос не без подвоха гендиректору «Аэрофлота».

- Нам нужны живые и здоровые пассажиры, - отвечает Виталий Савельев. - Вы когда-нибудь летали нашими рейсами? Значит, слышали, как стюардесса говорит, что для «Аэрофлота» безопасность пассажиров - это главное. И это заявление не голословно, не для красного словца, не для красивого слогана. Мы вкладываем в системы безопасности деньги и будем вкладывать еще больше, если понадобится. А кинологическая служба - это наше достижение! Нам коллеги по всему миру завидуют, потому что наша четвероногая служба безопасности считается одной из лучших и надежнейших.